Все, созрел… Еду в Египет наслаждаться под водой, красотами Красного моря...

Года два назад, наслушавшись рассказов знакомых о дайвинге, я загорелся попробовать. Но все не получалось.
То времени не было, то денег, то и того и другого. И вот, мои желания совпали с моими возможностями.
Появилась неделя отпуска, которую я решил (естественно) провести на море.
Но просто лежать на пляже, это не помне - я действий хочу... Поэтому еду “дайверить” – т.е. нырять с аквалангом, да не просто нырять, а обучаться с получением удостоверяющего документа или проще говоря сертификата начального уровня PADI OWD

- 11.09 - 18.09.2004 г. -

Подготовка

Еще в апреле я настроился ехать нырять в Египет. Стал собирать информацию, искать места обучения, но в последний момент на чаше весов появился Тайланд. Он то и перевесил... в результате Египет сдвинулся на осень. И вот попытка №2 оказалась более удачной - я собрался...
Из систем обучения выбрал PADI - как самую распространенную и соответственно принимаемую в любой точке мира (мало ли куда меня судьба занесет). Едем с компанией, но обучаться будем вдвоем с Инной. Плюс, решил приобщить к этому делу своего сына - Дена. Парню почти 9 лет, тоже хочет. Систем обучения для этого возраста нет, есть только детский курс Bubblemaker подразумевающий погружение инструктора с ребенком у берега, на глубину не более 2-х метров. Хотя на месте, если все пойдет успешно, можно договорится и в открытой воде...посмотрим.
Стал обзванивать конторы. Предлагают два варианта получения сертификата:
Первый вариант - пройти теорию и бассейн в Москве (цена 200 $), по окончании дают временный сертификат. С этим сертификатом, можно в течении 3-х месяцев пройти последнюю, обязательную часть "открытую воду" в любом ПАДИ центре (еще 100 $). Время обучения 5 дней. Преимущества - экономия времени в отпуске.
Второй вариант - пройти полный курс на море, в одном месте. На море, время обучения чуть меньше - 4 дня. Цена получается такая же (недостатки очевидны - трата отпускного времени на теорию).
Т.к. отпуск спланировался за неделю перед выездом, пришлось выбрать второй вариант.
Кинул в инет запрос. Стали приходить предложения. Через свой сайт связался с дайв инструктором Игорем, который посоветовал мне своего коллегу Алексея. Созвонились, предварительно договорились обо всем. Если все ОК, в понедельник (13.09.04) уже приступим к обучению. При удачном исходе мероприятия, по приезду напишу рассказ...

Обучение: как это было.

Прилетев в Египет, я позвонил Алексею и мы согласовали, когда и как будет проходить обучение: продолжительность курса четыре дня на корабле, каждый день по два погружения. Теория учится самостоятельно в свободное время, по выданному учебнику. Начало в понедельник - в 8 утра за нами в отель приезжает гид. Узнать его просто, он одет в белую футболку с нарисованными морскими флагами и названием клуба The Wave.

День 1-ый.
Позавтракав, мы собрали вещи и в ожидании трансфера сели под зонтик у бассейна - солнце уже начинало припекать. В 8.15 к ресепшену подкатил старенький бас, из него выскочил араб, в знакомой по описанию футболке и стал вертеть головой по сторонам. За нами приехали. Подходим, я называю фамилию. Гид достал бумаги, сверился, после чего удовлетворенно кивнул и улыбнувшись спросил:
- You frend Alex ?
- Йес, йес...френд.

Усевшись на свободные места, автобус свернул на трассу и устремился в сторону Шарма. Кроме нас ехала группа итальянцев и несколько русских дайверов, которые судя по рассказам уже далеко не новички. Проехав мимо вывески OLD MARKET, через пару километров свернули на право. Узкая дорожка упирается в дайв центр. Сразу за входом, маленький дворик с гардеробом, у которого кучкуется народ и выбирает костюмы. Русской речи не слышно. Из этой массы выныривает человек, очень похожий на Харатьяна - светлые волосы и обаятельная улыбка, и протягивая руку подходит к нам:
- Привет, я Алексей. Буду вашим инструктором.
Пожав руки, мы сели в сторону на пуфики чтобы не мешать, а Леша исчез обратно в толпе, периодически появляясь что бы спросить наши размеры.
Выбрав оборудование, мы примерили гидрокостюмы с ботинками и погрузили все это хозяйство в спец. ящики с личным номером. Теперь они будут нашими в течении всего курса обучения.

Оборудование собрано, пора на корабль. Подогнали автобус и через пятнадцать минут мы были у пристани. Народу много. Вдоль причалов стоят дайверские корабли, на которые идет погрузка оборудования и баллонов. По подсказке находим наш, кидаем вещи. Наконец, приготовления закончены, матросы убрали трап, снялись с якоря и мы вышли в море. Как только отплыли, Леша выдал нам анкеты, которые мы заполнили, расписались в документах подтверждающих, что в случае несчастного случая, вся ответственность лежит на нас. Потом объяснил план на день, вручил потрепанный учебник "Курс OWD" и наказал успеть изучить до места погружения, две части курса. Через 30 минут первая остановка. Как потом я узнал - это было одно из мест знаменитого заповедника Рас Мухамед. Хотя вид меня совсем не впечатлил: унылый берег с песчаными холмами без всякой растительности с единственным непонятным сооружением, похожим на "дот". Строительство здесь запрещено. Рядом с нами у берега, паслись еще десяток ботов, вокруг которых группы организованных туристов, в масках, нарезали круги.
Итак, первое погружение. Краткий инструктаж, о костюме, что для чего служит и как это все на себя одеть. Потом рассказ о упражнениях которые мы будем делать и о том как правильно себя вести под водой. Из всего сказанного я понял, что основными требованиями, которые предостерегают от баротравмы, являются два:
Первое - всегда дышать. Ни когда нельзя задерживать дыхание, особенно в момент всплытия, т.к. при подъеме к поверхности легкие расширяются и если дыханием не уравнивать давление их попросту может разорвать. Травма серьезная, в лучшем случае это запрет на дальнейшее занятие дайвингом, в худшем летальный исход.
Второе - нельзя терпеть боль в ушах от давления, необходимо "продуваться". Если не получается, прекратить погружение и всплывать.
- Все понятно ?
- Вроде все...
Одели оборудование, проверили друг друга - нырнули. Выпустив воздух из компенсатор, опустились на небольшую глубину. Алексей показал жестами следовать за ним и углубляясь поплыл в сторону от корабля, мы с Инной следом. Осматриваюсь по сторонам - под водой, как в час пик на Тверской. Какие там рыбы? Сверху туристы в масках, на глубине интродайверы. Все носятся в поисках какой нибудь живности, а ее и нет. Распугали.
Первая наша глубина была 5 - 6 м. И как обычно, первый блин комом. У меня нихрена не получалось. Во-первых я постоянно всплывал вверх. Вместо того, чтобы держать руки спокойно на пузе, как положено, я с усилием размахивал ими, что бы хоть как то держаться на одном уровне с Лешой и Инной. Во-вторых, мне не повезло с маской - сильно заливала вода, из-за чего глаза слезились, и я с трудом ориентировался вокруг. Все эти мучения продолжались до тех пор, пока мы с Лешей не поменялись ими.
Под водой мы были почти 40 минут. Поднявшись на корабль, сняли костюмы и легли греться на солнышке.
- Ну как тебе ? - спросил я у Инны
- Супер! Мне понравилось, а тебе ?
- А мне... а мне вот как-то не очень. И в чем тут кайф ?

Мы были единственными на корабле, кто проходил курс. Остальные или интродайверы (совершают пробные погружения) или любители просто поплавать с маской. Пока корабль шел ко второму месту, подали обед. Шведский стол - еда так себе, но аппетит наплавали не шуточный. Пришлось даже ходить за добавкой.
Второе погружение у меня прошло более успешно. Я выбрал другую маску, которая пропускала гораздо меньше воды. И главное, у меня наконец стало получаться правильно держаться под водой. У Инны же наоборот не пошло. Она ни как не могла "продуться" из-за чего у нее разболелись уши, поэтому в этот раз разочарована была она.
На сегодня - все. Собрали оборудования, покидали в ящик. Корабль развернулся и взял курс на Шарм. На берегу нас поджидал все тот же минибас, который отвез нас обратно в дайв центр. После погружений предстояло еще закрепить пройденный материал.

В центре нас посадили в перед большим ТВ и включили видеокурс PADI. Смотреть уже небыло сил. Инна с Деном дремали, я уткнувшись в экран делал умное лицо. Наконец, программа закончилась, Леша показал разделы в учебнике необходимые для изучения и нас отвезли в отель. На часах было шесть вечера...
Встретив нас у бассейна, Юлька с Андреем тут же спросили:
- Ну как ?
- Это п..ц - вяло ответили мы - И зачем нам все это нужно ?!
Так закончился первый день обучения.

День 2-ой.
На следующие утро, нас сразу доставили к причалу. “Сегодня будем погружаться у острова Тиран” – сказал Алексей.
У острова, так у острова. После первого дня обучения, особого энтузиазма у нас не было. Время пути почти два часа. Как только отошли от берега, корабль начло сильно болтать.
Инну с Денном укачало, и мы решили спрятаться в каюте. Через некоторое время появился Леша, и с ним молодая пара. Они сели за стол, достали бумаги и так же как мы в первый день, стали заполнять документы:
- Знакомьтесь, это Кирилл… он будет проходить с вами курс обучения – порадовали нас.
Его девушка Марина, решила ограничиться интродайвом.
Ближе к полудню, мы были на месте. Корабль остановился. Я вышел на палубу,
и заметил с право по борту, среди воды насыпана огромная гора песка – это и есть остров Тиран. Ни растительности, ни построек. Рядом идет плоское коралловое плато, с противоположной стороны которого с огромной дыркой в корпусе ржавеет сухогруз. Как рассказал нам Леша, капитаном посадившим его на мель был наш соотечественник. Вокруг, все та же картина что и вчера. Десятки ботов, рядом с которыми плавают туристы.
- Все… достаем снаряжением, и готовимся к погружению.
Мы с Инной уже привычно облачились в гидрокостюм, пока Алексей инструктировал Кирилла. Потом нам рассказал о упражнениях, который будем делать, и дал команду на погружение.
Шаг вперед и мы под водой. Погрузившись, сразу отплыли в сторону, и опустились на песчаное дно. Видимость здесь немного лучше, чем в Рас Мухаммеде, да и живности мне показалось больше. Кругом плавают стайки разноцветных рыб. На дне притаился скат. Красиво.

Поглазели по сторонам и начали отработку упражнений: снять/одеть маску, освободиться под водой от грузов, отработка ситуации, когда заканчивается воздух и т.д.
Закончили в этот раз быстро, и оставшееся время провели в свободном плавании. Маршрут проходил между несколькими коралловыми рифами. Вот тут я стал понимать кайф от дайвинга. Мы медленно проплывали на глубине более десяти метров друг за другом, среди безмолвного подводного мира. Кораллы разных расцветок, рыбы, моллюски…от всего этого захватывало дух. Эмоций было много, и я увидев очередную необычную рыбку, дергал за рука Инну и тыкал пальцем…
Погружение закончилась, мы поднялись на корабль, разложили костюмы сушиться на палубе, а сами пошли в каюту – обедать.
Нам еще повезло: до второго погружения у нас было время для отдыха. А вот Кирилл, после первого погружения, сменил баллон и вновь с Алексеем ушел под воду. Ему нужно было наверстать пропущенный день. Поэтому когда мы ныряли во второй раз, для него это было уже третье погружение, что очень утомительно с непривычки.
Во время второго погружения, все так же отрабатывали упражнения. Выглядит это примерно следующим образом: мы погружаемся на открытое дно и выстраиваемся в ряд. При этом тело в горизонтальном положении в полуметре от дна, руки сложены на пузе, кончики ласт упираются в песок. Затем Леша показывает, что и как нужно сделать, и мы по очереди повторяем за ним, пока не сделаем упражнением правильно. На словах вроде все просто – на деле гораздо сложнее….
Но вот закончился еще день...и сегодня впечатления были гораздо лучше вчерашних. Мы стали проникаться дайвингом…

День 3-ий.
Утро началось уже привычно. Ранний подъем, завтрак, автобус до пристани.
На причале как обычно суета, тележки с баллонами - идет погрузка оборудования.
Сели, отплыли. На корабле, Леша нам выдал узкие, вытянутые брошюрки Dive Log Book. Они являются “историей” дайвера, в которые записывается информация о каждом своем погружении: где, когда, сколько времени, комментарии. Начиная с сегодня, мы тоже теперь будем вписывать свою историю.
Во время пути до места собрали короткий брифинг, на котором инструктор рассказал план и объяснил, какие упражнения нам сегодня предстоят.
- Вопросы есть?
- Вопросов нет.
Первая остановка, идем готовиться к погружению. Привычно облачившись в гидрокостюм, мы с Инной встали в сторонке и с ухмылкой поглядывали на одевающихся интродайверов, которые тихо матерились, путаясь в оборудовании.
Из каюты появился Алексей:
- Ну… все готовы ? Ок, тогда погружаемся. Сегодня мы отрабатываем погружение спиной.
Два предыдущих дня мы прыгали в воду так: подходишь к краю лодки, одной рукой прижимаешь маску (чтобы при ударе об воду она не слетела) второй держишь пояс с грузом и большим шагом, не смыкая ноги, падаешь вниз. Сегодня все наоборот: стоя спиной на краю, медленно опрокидываешься назад, рассекая воду баллоном. Леша уверял, что таким образом нырять гораздо удобнее – но мне так не показалось. Наверное, из-за подсознательного опасения удариться сзади башкой о что-нибудь.
Под водой, мы опустились на глубину четыре-пять метров и медленно поплыли в сторону за инструктором. Сверху большими тенями, нависают корпуса кораблей. С опаской поглядываю на внушительные винты моторов, покрытые водорослями и в голову начинают лезть мрачные мысли: а что будет, если сейчас один из них заведут… ведь порубает и хрюкнуть не успеем…
- БААХ !!!!
Глухой хлопок, ударил по ушам… инстинктивно приживаю голову….что такое ?!
Первая мысль, что на нас сбросили якорь или что-то другое тяжелое…
Смотрю по сторонам… вроде ничего не изменилось…впереди инструктор с Кириллом, поворачиваю голову – Инна рядом… пятен крови расплывающихся в воде нет, все живы-здоровы… ладно, потом спрошу инструктора, что это было...

Поворачиваюсь в перед намереваясь плыть дальше, и вижу, что Леша сосредоточенно смотрит за мою спину, поднимая голову вверх. Нет…все-таки что-то не так. Опять оборачиваюсь, Инны рядом нет, поднимаю голову, вижу только ее ласты, она на поверхности. Леша показывает нам с Кириллом знаками оставаться на месте, сам стремительно поднимается вверх… прошло несколько томительных минут ожидание... что там случилось?
Не выдерживаю, тоже всплываю. На поверхности, стягиваю маску:
- Что случилось, ты в порядке малышь ?
- Все Ок, у меня шланг воздуха лопнул, надо будет менять.
Фууу... теперь понятно, что это был за хлопок. На глубине, у Инны лопнул шланг идущий от баллона к конпенсатору, воздух под давлением начал вырываться и потянул за собой Инну к поверхности.
Пришлось вернуться к кораблю, и заменить поврежденное оборудование.

После погружения, во время перерыва, мы сдавали письменный экзамен, по по материалу за прошедших два дня. Сдавали коллективно, загорая на верхней палубе под солнышком, сверяя ответы с учебником, который лежал рядом.
Экзамен сдали все...и впереди у нас оставался последний день обучения.

День 4-ый (заключительный)
…Ура…сегодня последний день нашего обучения. Как же достала ежедневная отработка упражнений...кто бы знал ?! Хочется свободного плавания с неспешным созерцанием рыбок, кораллов и прочих морских тварей. И сегодня, со слов инструктора, нам такая возможность представиться…но только во время второго дайва, а в первый, все как обычно – работать, работать и еще раз работать. Умом понимаю, что это нужно, и прежде всего для своей же безопасности…но надоело до черта.
Итак...на этот раз корабль, нас доставили недалеко от порта. Проходим уже заученный наизусть ритуал: костюм, проверка оборудования, краткий инструктаж, погружение. Под водой отработка упражнений, в конце несколько минут свободного плавания и наверх. Ну вот и все, свершилось - курс пройден. Скоро получим заветный сертификат. А сейчас в предвкушении ждем последний дайв.
Вылезаю на палубу, начинаю стягивать оборудование. Из каюты, вышел Ден, внимательно посмотрел на нас, словно колеблясь в чем то и наконец решившись, заявил:
- Пап, а я тоже готов нырнуть!

Предыстория:
Как писал выше, кроме нас с Инной, я хотел приобщить к дайвингу и своего сына – Дениса. Парень шустрый, хотя и нет еще 9 лет. На мой вопрос: “Ден, будешь с нами нырять с аквалангом?”.. после секундного замешательства, глаза загорелись: “Буду !”
Но проблема в том, что в обучение в столь юном возрасте не проводят, только по индивидуальной договоренности с инструктором. Такая договоренность у нас с Алексеем была, еще в Москве. Он имел опыт обучения своих двоих детей, примерно этого же возраста, и обещал помочь…
И вот в первый день, отныряв с нами два раза, Леша подошел к Денису, который с интересом крутился вокруг нас на палубе, разглядывая оборудование, и спросил его:
- Ну что, готов к погружению?
- Готов – ответил Ден, видимо представляя уже себя настоящим аквалангистом.
- Молодец… тогда в перед.
Перовое погружение решили сделать пробное: посмотреть, как он справится и что получится.
Одели Дену маску и вместе с инструктором они опустились в воду. Несколько пробных кругов с трубкой, краткий инструктаж и дав в зубы Дену запасной октопус, осторожно стали опускаться на глубину. Но продержались они не долго. Спустя минут пять, их головы показались на поверхности. Поднявшись на корабль, я спросил Дениса:
- Ну как ?
- Неее…не хочу я нырять – услышал в ответ - больно давит на уши, не нравится.
Ну нет, так нет…заставлять не буду. “Наверное, еще действительно мал” – решил я, думая что на этот отпуск тема закрыта.
Правда, поговорив позже с Алексеем, он мне посоветовал, потренироваться с ребенком в бассейне отеля. "Пускай попривыкнет к погружению и постарается научиться продувать уши на глубине". Этим мы каждый вечер и занимались…

И вот в последний день, когда у нас остался заключительный дайв, Ден решился на вторую попытку.
- Точно будешь нырять ?
- Точно…
Иду к инструктору: “Леш, Денис хочет попробовать еще раз”. “Хорошо, давай попробуем”.
Кстати, как я заметил: Алексей на воде и под водой – это две совершенно разные личности. На суше – жизнерадостный, спокойный и обаятельный человек. Под водой – строгий, жесткий, а порой даже грубый инструктор. Хотя так наверно и надо: все же на глубине он несет ответственность за бестолковых учеников.

Итак, решившись на повторное погружение, Ден с инструктором погрузились в воду, отплыли на некоторое расстояние от корабля, перекинулись парой фраз, Ден утвердительно мотнул головой и взяв октопус в рот начали погружаться.
Мы внимательно наблюдали за ними с палубы корабля, благо кристально чистая вода без проблем это позволяла.
Погрузившись на глубину метра два, они медленно поплыли вдоль кораллового рифа, держась за руки. Метров через десять, остановились, и стали опускаться глубже. Я видел, как Алексей периодически спрашивал Дена знаками: Ок ?
Утвердительный ответ получал тем же знаком. Пока все шло хорошо. Ден, как я и показывал ему в бассейне, зажимал нос и продувал уши. С момента погружения прошло десять минут. В какой то момент, Ден что то заметил на дне, и указал инструктору рукой. Затем они опустились на дно, подняли какой то предмет и после этого стали всплывать…
Поднявшись по трапу на корабль, юный дайвер тут же продемонстрировал трофей – потерянная кем-то свинцовая пластина груза.
- Ну как на этот раз ?
- На этот раз все получилось. Я продувал уши и они у меня не болели. Хочу учиться дайвингу – воскликнул Ден.

По словам Леши, глубина на которой они подняли груз составляла 6 м. Жаль поздно распробовали...

А нас ждало последнее погружение. Ни каких упражнений, обучений и т.д. Только свободное плавание, на сколько хватит воздуха в баллонах. В этот раз к нам присоединились еще два человека. Мужчина (его звали Юрий), уже имеющий сертификат и Марина – жена Кирилла. Инструктор разбил нас на пары: я с Инной, Кирилл с Юрием, а сам с Мариной, что бы страховать ее как менее опытную из нас.
Этот дайв был самым запоминающимся из всех: мы находились под водой около 50 минут. Видели много всяких рыб и кораллов. Вот скат - хвостокол, пытающийся зарыться в песок. Вот большие огненные кораллы, похожие на папоротник. Осторожно!!! Трогать нельзя - от прикосновения остаются сильные ожоги. Интересно было наблюдать, как Леша забавлялся с муреной, чья грозная пасть торчала из расщелины в рифе. Он гладил ее по морде, водил рукой перед маленькими злыми глазками совершенно не боясь. Когда же предложил попробовать нам, все дружно отказались. Отплыв дальше, мы встретили рыбу - наполеона, с большой шишкой на лбу. Огромная, черная туша (длина составляла метра два) вызывала чувство опасности. Но как нам рассказал Алексей – несмотря на свои крупные габариты, эти рыбы безобидны. В конце погружения, мы подплыли к краю рифа, где дно под уклоном уходило вниз - в темную, холодную мглу. Когда я посмотрел на приборы, глубина составляла 21 м. Дальше опускаться не стали, т.к. у нас еще слишком мало опыта.
Нам оставалось последняя часть курса: сдача заключительного экзамена PADI OWD .
С корабля, нас посадили в минибас и отвезли в дайв-центр. Расположившись на мягких подушках, под защитным навесом от солнца, мы получили в руки экзаменационные карточки, которые в установленное время необходимо заполнить. Несмотря на то, что можно было пользоваться учебными материалами, я и Инна умудрились наделать ошибок. В основном, из-за собственной невнимательности. Но в результате, клятвенно обещав Леше, что на досуге сделаем “работу над ошибками”, экзамен он нам засчитал…
На вечер, запланировали отметить окончание учебы гулянкой всей командой. По рекомендации Леши, забронировали столик в ресторане DANANEER, в начале центральной улицы Шарм эль Шейха. Это рыбный ресторан, с отличной кухней, где собираются в основном дайверы (хотя и не только). Места всегда заняты, поэтому рекомендую бронировать столик заранее. Вечер прошел на “ура”. Алексей травил дайверские байки, а мы разинув рот с интересом слушали.
Потом он нас покинул, т.к. спешил домой к семье, а мы продолжили гулянку, переместившись на территорию нашего отеля. Расстались под утро - пьяныев в хлам, но довольные друг другом…

P.S. Сдав Алексею в последний вечер все документы, включая фото, он нам пообещал, что сертификаты будут не позже, чем через две недели. В результате, получили лишь через 2, 5 месяца. Но все это не главное. Главное что мы теперь сертифицированные дайверы PADI OWD.

Февраль, 2005 г.
© Copyright 2003-2005 Vorobiev Michail. All rights reserved.